Почему после введения эмбарго в магазинах не стало больше отечественной рыбы

В 2014 г. импорт красной рыбы из России снизился на 60%. Этот товар «увели» у иностранцев российские продавцы, переключившиеся из-за санкций на отечественного производителя. Между тем российской рыбы на прилавках отечественных магазинов по- прежнему не слишком много, и цены на неё кусаются. Почему? Рассказал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

Вагоны и холодильники

— Илья Васильевич, коллеги отправили к вам с вопросом: почему в магазинах до сих пор, даже после санкций, можно легко отыскать сибас или дораду, а родную треску — нет?

— На прилавках магазинов появляется рыба, которая, как кажется торговым сетям, пользуется спросом: сибас, дорада, норвежский лосось. Поэтому отечественной продукции места не находилось. Но с введением санкций ситуация всё-таки меняется. Торговые сети стали напрямую выходить на российских рыбаков, и доля отечественной продукции в магазинах увеличивается.

Почему после введения эмбарго в магазинах не стало больше отечественной рыбыКонечно, есть ряд задач, которые нужно решить, чтобы повысить уровень рыбного разнообразия на прилавках. Рыбак заинтересован продать рыбу с наибольшей прибылью и с наибольшим комфортом для себя. Поэтому он идёт в порты Азиатско-Тихоокеанского региона и Норвегии. Там рыбу покупают без отсрочек платежа, есть вся необходимая инфраструктура для хранения улова, есть возможность осуществить текущий ремонт судна и т. д. А в российских портах — ориентация на другие виды грузов, которые приносят больший доход: уголь, металл. В результате в так называемых «рыбных» портах разгружается лишь 7,8% рыбы, остальная «уплывает». Сейчас мы пытаемся найти способы стимулировать владельцев портовых мощностей, с тем чтобы они модернизировали инфраструктуру. Другой больной вопрос — доставка. 65-70% всех водных биоресурсов вылавливается на Дальнем Востоке, транспортировка в европейскую часть сопряжена со сложностями. Мы предлагали субсидировать эти перевозки, но в текущих условиях это затруднительно. Попытаемся снизить нагрузку на рыбаков через урегулирование тарифов на перевозку.

— Что будет с ценами на рыбу в наступившем 2015 году?

Почему после введения эмбарго в магазинах не стало больше отечественной рыбы— К сожалению, на стоимость рыбы будет оказывать влияние валютный курс. Дело в том, что российская рыба в больших объёмах идёт на экспорт (порядка 1,8 млн. тонн), и цена на внутреннем рынке конкурирует с той ценой, которую могут предложить за рубежом. Поэтому внутренние цены подтягиваются к мировым. Но высокая стоимость рыбы обусловлена и теми причинами, о которых я говорил выше. Дефицит холодильников, вагонов для перевозки рыбы позволяет завышать цены. Так, в период путины транспортировка 1 кг рыбы обходится в 10-11 руб., а в другое время — 6-7 руб. Разница в стоимости той же сельди на берегу после вылова и на прилавке магазина — 3-4 раза. Ситуацию нужно исправлять.

Минтай и… устрицы

— Вы сами какую рыбку предпочитаете? И потребление какой рыбы, по вашему мнению, хорошо бы увеличить?

— Рыбу люблю разную, но предпочитаю озёрную и речную, самые любимые — карась и лещ. В России вылавливают порядка 130 тысяч тонн речной и озёрной рыбы, но объёмы разрешённого вылова гораздо больше. Что касается морской рыбы, то нужно расширять потребление трески и минтая. К минтаю со времён СССР у россиян осталось пренебрежительное отношение, а зря, это вкусная и полезная рыба.

— Китай перепродаёт филе нашего минтая в Европу. А у нас самих перерабатывающих мощностей не хватает?

— Перерабатывающих мощностей у нас хватает, вопрос в ассортименте продукции, которую они могут выпускать. Пока мало предприятий, где изготавливают столь популярные полуфабрикаты, чтобы открыл — и сразу на сковородку. Хотя с переработкой красной рыбы проблем никаких. На Камчатке и Дальнем Востоке недавно построены такие современные заводы, каких ещё и в Европе нет. Процесс переработки там полностью автоматизирован.

— Сейчас много говорится о развитии аквакультуры (искусственном разведении рыбы). Но у того же норвежского лосося столько критиков было! Мол, и гормонами его накачивают, и красителями. Не получится, что и наши новые аквафермы будут разводить красивую, но не очень полезную рыбу?

— До 2020 г. мы хотим в 2 раза увеличить производство продукции в аквакультуре — со 150 тыс. до 330 тыс. тонн. С этого года будем оказывать поддержку инвестиционным проектам в этой сфере, субсидировать краткосрочные кредиты на покупку кормов, рыбопосадочного материала и пр. Получили уже много предварительных заявок. Мы понимаем, что если всё пойдёт намеченными темпами, то ветеринарная проблема может стать ключевым риском. Поэтому мы обратились к специалистам Россельхознадзора, Минсельхоза с просьбой пересмотреть ветеринарные правила, чтобы они отвечали современным реалиям. Кроме того, в скором времени должны быть приняты два техрегламента: о безопасности кормов и рыбной продукции. Они должны поставить заслон некачественному товару.

— После введения санкций российские рестораны стали испытывать нехватку морепродуктов. Здесь аквакультура поможет?

— На Дальнем Востоке и в Северном бассейне объёмы производства морепродуктов в искусственных условиях уже растут. Кстати, мы дали задание нашему институту на Дальнем Востоке научиться выращивать устриц, которые могли бы составить конкуренцию французским (наша большая дальневосточная устрица спросом не всегда пользуется). И учёные пообещали, что через два года такие технологии появятся и они накормят гурманов новыми российскими устрицами.

Виктория Гудкова, АиФ

Читайте также:

Оцените статью
Информационный портал для агробизнеса - Agritimes.ru
Добавить комментарий