AgriTimes - Сельское Хозяйство, Агробизнес, Новости, Обзоры рынков, Растениеводство, Производство молока и Сельхозтехника. - AgriTimes.ru

Архив материалов

Молдавия стремится обеспечить безопасность пищевых продуктов

08/02/2017

Люди во всем мире хотят, чтобы их еда была безопасной – не содержала вредных токсинов, вирусов, бактерий, ветеринарных препаратов или излишних пищевых добавок. По этой причине национальные власти Молдовы совместно с ФАО работают над модернизацией национальной системы обеспечения безопасности пищевых продуктов

Улучшения, достигнутые благодаря реализации финансируемого ФАО двухлетнего проекта по безопасности пищевых продуктов в Молдове, послужат на благо потребителей, политиков, компетентных национальных органов, производителей, переработчиков, а также будут полезны предприятиям общественного питания. Они должны защитить внутренний рынок пищевых продуктов и расширить возможности Молдовы по экспорту продовольствия и выходу на ключевые зарубежные рынки.

Элеонора Дюпуи (Eleonora Dupouy) – эксперт по безопасности пищевых продуктов и питанию Регионального отделения ФАО для Европы и Центральной Азии недавно рассказала об усилиях, предпринимаемых для модернизации системы обеспечения безопасности пищевых продуктов в Молдове.

- Не могли бы Вы привести несколько примеров рисков в области безопасности пищевых продуктов?

Сальмонелла (Salmonella) и кампилобактер (Campylobacter - две широко известные бактерии, обычно содержащиеся в сыром мясе, домашней птице и яйцах - могут негативно отразиться на самочувствии людей.

Менее известен тот факт, что эти бактерии способны изменяться в результате воздействия климатических изменений, технологии и изменений в производственно-сбытовой цепи. Сегодня мы видим, что сальмонелла распространяется и на пищевые продукты растительного происхождения, такие как фрукты, овощи, орехи и семена, а также на те продукты, которые никогда прежде не были связаны с сальмонелой, такие как шоколад, арахисовое масло и картофельные чипсы.

Наличие в пищевых продуктах таких патогенов, как листерии, клостридии ботулизма, кишечная палочка (Escherichia Coli) может привести к летальному исходу.

К другим рискам можно отнести химические вещества-загрязнители, такие как микотоксины, тяжелые металлы, остатки пестицидов и ветеринарные препараты.

Пищевые добавки, применяемые для продления срока годности или улучшения технологических свойств пищевых продуктов – при использовании их в количестве, превышающем допустимый уровень – также могут представлять опасность. Химическая угроза безопасности пищевых продуктов может возникнуть и при их обработке.

- Какую роль играет национальная система безопасности пищевых продуктов?

Роль национальной системы обеспечения безопасности пищевых продуктов заключается в поддержании непрерывного контроля и мониторинга за возможными рисками в производственно-сбытовых цепях путем использования самых современных и научно-обоснованных методов и технологий. Меры по снижению риска, связанного с безопасностью пищевых продуктов, в качестве обязательного профилактического этапа включают в себя применение надлежащей практики – в сельском хозяйстве, ветеринарии, производстве и гигиене – и основанных на ХАССП (системе анализа рисков и критических контрольных точек) принципов на всем протяжении пищевой цепи от фермы до потребителя. Система также должна уделять внимание повышению осведомленности и укреплению потенциала по предотвращению инцидентов, связанных с безопасностью пищевых продуктов.

- Какие методы контроля безопасности пищевых продуктов на сегодняшний день являются самыми современными?

Проведение анализа рисков и проверок с целью выбраковки некачественной продукции, прогнозирование и анализ в пищевой цепи, активные действия по раннему предупреждению, обеспечению готовности и надлежащего реагирования на угрозы безопасности пищевых продуктов в совокупности с межотраслевой координацией и взаимодействием – те области, которые эффективная система контроля безопасности пищевых продуктов должна будет освоить. В основе этих действий лежит применение стратегического метода выборочных проверок с проведением наблюдения, сбора информации, анализа и интерпретации данных с целью выявления мест, где возникла или возникает угроза безопасности пищевых продуктов. Исходя из этого, можно определить необходимые ответные меры. Некоторые из этих направлений деятельности охвачены проектом в Молдове.

- Какой опыт мы можем перенять у Финляндии и Ирландии?

Мы организовали две учебные поездки – в агентства по безопасности пищевых продуктов Финляндии (Evira) и Ирландии – для сотрудников Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдовы, Агентства по безопасности пищевых продуктов и национальных экспертов в этой области. Системы мониторинга и контроля в этих двух странах результативны и высоко эффективны. Непосредственное ознакомление с их работой было крайне важно для того, чтобы помочь Молдове определить свои собственные цели.

Крайне важно, чтобы мониторинг и контроль проводились по всей пищевой цепи и чтобы полученные данные анализировались вместе с данными надзора в области общественного здравоохранения. Но не менее важно и то, что осуществляющие контроль за безопасностью пищевых продуктов структуры берут на себя новые функции по повышению уровня соответствия и выполняют их. К таким примерам можно отнести: подготовку информационных материалов по новому законодательству в области безопасности пищевых продуктов, предоставление консультаций и организацию тренингов для предпринимателей продовольственного сектора, а также повышение степени информированности потребителей о надлежащей обработке продуктов в домашних условиях для предотвращения пищевого отравления.

- Что было сделано в Молдове в ходе реализации проекта?

Поскольку вопросы безопасности пищевых продуктов имеют огромное значение для обеспечения продовольственной безопасности, питания, сокращения продовольственных потерь и отходов, экономического роста, воздействия на окружающую среду, ответственного использования природных ресурсов, ФАО давно работает в этой области и за это время накопила огромный опыт. В этой связи страны заинтересованы в поддержке со стороны ФАО, которая необходима им для укрепления систем контроля качества пищевых продуктов на самых разных уровнях – системном, институциональном, уровне предприятий и частных лиц.

Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов Молдовы было основано в 2013 году в качестве единого органа контроля безопасности пищевых продуктов по всей пищевой цепи. Наряду с Министерством сельского хозяйства – главным органом власти, занимающимся разработкой политики, – это молодое ведомство стало основным бенефициаром проекта. Совместно с ними мы работали над улучшением понимания и последовательным применением системы анализа рисков для надзора и контроля, создавая политику и нормативно-правовую базу и укрепляя национальные структуры Кодекса Алиментариус.

Еще одной важнейшей составляющей проекта является проведение комплексной оценки национальной системы контроля качества пищевых продуктов с применением соответствующих международно принятых норм и стандартов и критериев оценки эффективности, разработанных ФАО в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения, ВОЗ. В процессе подготовки находятся национальный план реагирования на чрезвычайные ситуации в области безопасности пищевых продуктов и нормативные акты, направленные на укрепление системы отзыва продовольствия.

В настоящее время проводится анализ собранных для оценки данных, и в ближайшие недели мы сможем познакомиться с предварительным докладом, в котором будут указаны приоритетные области, нуждающиеся в незамедлительном принятии мер.

Мы помогли подготовить два национальных руководства по оказанию помощи в соблюдении требований безопасности пищевых продуктов. Одно из них предназначено для мелких производителей молока, а другое - для предприятий общественного питания, двух продовольственных подсекторов, изначально определенных в качестве приоритетных целевых групп.

Планируется проведение учебных курсов для ветеринарных инспекторов и инспекторов контроля безопасности пищевых продуктов. Бойни – важнейшее звено продовольственной цепи, в котором необходимо осуществлять мониторинг, так как здесь вопросы здоровья животных трансформируются в вопросы безопасности пищевых продуктов.

В рамках проекта была оказана помощь в области законодательства, связанного с безопасностью пищевых продуктов, по устранению существующих пробелов на пути к достижению поставленных на национальном уровне целей.

- Какие еще шаги нужно предпринять для обеспечения безопасности пищевых продуктов?

Нерешенной проблемой во всех постсоветских странах является наличие неофициальных рынков пищевых продуктов. Чтобы заработать на жизнь, многие люди производят продовольствие в своих домашних хозяйствах и продают его на автобусных остановках, в метро и других общественных местах. Обычно подобная деятельность запрещается, но менять эту ситуацию необходимо таким образом, чтобы обеспечить сохранение уровня жизни людей и в тоже время гарантировать безопасность пищевых продуктов. Указанные неофициальные производители продовольствия могли бы объединиться в ассоциации и стать частью национальной системы контроля безопасности продовольственной продукции. Странам необходимы рекомендации и поддержка в этом направлении.

Поделиться

Баннеры

Наши спонсоры